No Image

Сестринский процесс при заболеваниях почек у детей

СОДЕРЖАНИЕ
10 просмотров
16 октября 2019

Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях почек у детей (пиелонефрите). Информация о заболевании. Пиелонефрит это бактериальное заболевание почек, при котором поражается чашечно-лоханочная система и интерстициальная ткань с последующим поражением всего нефрона. Пиелонефритом болеют дети в любом возрасте. Девочки болеют в 5-6 раз чаше.
Заболевание развивается при проникновении патогенной микрофлоры (кишечная палочка, клебсиелла, протей, бактериально-вирусные ассоциации и др.) в лоханку и паренхиму почек. Основной путь проникновения инфекции восходящий (урогенный) из нижних отделов мочевыводящих путей. Возможны гематогенный путь при сепсисе и лимфогенный при запорах, дисбактериозах. Главной причиной задержки микробов в почках является нарушение оттока мочи. Этому способствуют аномалии развития почек и мочевыводящих путей. У большинства детей эти аномалии обнаруживаются в первые месяцы жизни, но у некоторых остаются незамеченными многие годы. Могут быть и функциональные нарушения оттока мочи — рефлюкс (обратный ток мочи). Рефлюкс способствует проникновению микробов в почку с развитием хронического пиелонефрита.
Проникшая в почку инфекция вызывает бактериальное воспаление стенки почечной лоханки, чашечек и интерстициальной ткани, бактерии усиленно размножаются, их ядовитые продукты жизнедеятельности попадают в кровь, вызывая общую интоксикацию.
В группу риска по развитию острого пиелонефрита входят дети с врожденными аномалиями почек и мочевыводяших путей, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с нарушением обмена веществ, с аномалиями конституции, хроническими очагами инфекции. Немаловажную роль играют дефекты гигиенического ухода, особенно за девочками в раннем возрасте, а также фактор переохлаждения.
Прогноз заболевания может быть:
— Благоприятным, если у ребенка отсутствуют аномалии развития почек и мочевыводяших путей.
— Неблагоприятным, если формируется хронический пиелонефрит, нефроны погибают и паренхима замещается соединительной тканью, а почка сморщивается и развивается хроническая почечная недостаточность.
Пиелонефрит считают хроническим через 6 мес. от начала болезни.
После острого пиелонефрита ребенок должен находиться на диспансерном учете в течение 5 лет, чтобы добиться полного выздоровления и предотвратить развитие хронического процесса.
План мероприятий: соблюдение диеты и режима; ЛФК; наблюдение нефрологом по плану; общие анализы мочи в первый месяц 1 раз в 10 дней, потом 1 раз в месяц, далее 1 раз в 3 мес.; проба по Зимницкому 1 раз в 6-12 мес.; санация очагов инфекции у стоматолога и ЛOP-врача 1 раз в 6 мес. С учета ребенок снимается при стойкой клинико-лабораторной ремиссии.
Дети с хроническим пиелонефритом с учета не снимаются и передаются под наблюдение во взрослую поликлинику.

Этапы сестринского процесса при пиелонефрите:

1 этап. Сбор информации о пациенте

Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: повышение температуры тела с ознобом, головная боль, снижение аппетита, слабость, недомогание; боли внизу живота, в поясничной области или по ходу мочеточников; частые болезненные мочеиспускания; появление мутной, с осадком и хлопьями мочи.
История (анамнез) заболевания: начало заболевания острое бурное, часто как осложнение после ОРЗ, пневмонии и другие инфекции, но может быть и постепенное.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска.
Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, повышение температуры тела выше 38 °С с ознобом, болезненность при поколачивании по поясничной области: моча мутная с хлопьями.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни). В частности, патологические изменения в анализах мочи.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пиелонефритом могут нарушаться следующие физиологические потребности: поддерживать температуру тела, выделять, есть, спать, отдыхать, общаться. Поэтому появляются проблемы, требующие решения.
А. Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией:
— повышение температуры тела с ознобом, головная боль, снижение аппетита, слабость, недомогание; у детей раннего возраста — рвота, тошнота, жидкий стул.
Б. Существующие проблемы, обусловленные бактериальным воспалением почечной паренхимы:
— боли внизу живота, в поясничной области или по ходу мочеточников;
— частые болезненные мочеиспускания — дизурия: частые позывы к мочеиспусканию (безрезультатно);
— никтурия, энурез;
— появление мутной, с осадком и хлопьями мочи.
Возможные потенциальные проблемы:
— риск перехода острого пиелонефрита в хронический;
— риск развития острой задержки мочи при сопутствующем цистите.

3-4 этапы. Планирование и реализация сестринского ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.

План ухода

1. Обеспечивать организацию и контроль за соблюдением постельного режима в период лихорадки, дизурии, интоксикации
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
— Провести беседу с пациентом/родителями о заболевании и профилактике осложнений
— Объяснить пациенту/родителям о необходимости соблюдения постельного режима
— Положить теплую грелку на область поясницы или мочевого пузыря
— Контролировать наличие горшка (судна) в палате для пациента
— Предупредить пациента и/или его родителей о том, что ребенок должен мочиться в горшок или судно. Посещение туалета временно запрещено.
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения почек, обеспечение максимальных условий комфорта. Уменьшение боли. Удовлетворение физиологической потребности выделять продукты жизнедеятельности.

2. Организация досуга
Реализация ухода:
Рекомендовать родителям принести любимые книжки, игрушки.
Мотивация:
Создание комфортных условий для соблюдения режима.

3. Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
— Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания палаты
— Контролировать регулярность смены постельного белья
— Контролировать соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне и отдыхе.

4. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи
Реализация ухода:
— Провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости соблюдения личной гигиены
— Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым.

5. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением диеты: молочно-растительной. режимом приема жидкости, объем которой должен превышать возрастную потребность в 2,5 раза.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
— Проведение беседы с пациентом и/или родителями об особенностях питания, о необходимости соблюдения диеты
— Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов: фрукты, овощи, печенье; не кормить ребенка насильно, если он отказывается от пищи
— Рекомендовать родителям приносить жидкости для питья: минеральные воды слабощелочные, морсы, компоты
— Осуществлять контроль выпитой жидкости; объем питья определять желанием ребенка, давать малыми, дробными порциями
Мотивация:
Удовлетворение физиологической потребности в пище
Устранение интоксикации.

6. Выполнять назначения врача:
— введение антибиотиков в/в, в/м или через рот;
— прием уросептиков через рот;
— сбор мочи на лабораторные исследования: общий анализ, по Нечипоренко,по Зимницкому, на пробу Реберга, суточной мочи;
— подготовка пациента к специальным методам исследования: УЗИ, экскреторной урографии, томографии
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства:
1. Вводить антибиотики и давать уросептики в назначенной дозе, регулярно по времени
2. Объяснить пациенту и /или родителям о необходимости введения антибиотиков и приема других лекарственных препаратов
3.Провести беседу о возможных побочных эффектах лекарственных препаратов
4.Провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости проведения лабораторных исследований мочи; научить родных/пациента правилам сбора мочи на разные анализы; обеспечить посудой для сбора мочи; контролировать сбор мочи, при необходимости будить ночью.
5.Перед каждым инструментальным исследованием успокоить ребенка/родителей, объяснить цели и ход проведения исследования, научить как должен вести себя ребенок
6.Перед экскреторной урографией за 2-3 дня контролировать, чтобы из рациона были исключены газообразующие продукты; предупредить об этом пациента и/или родителей; вечером и утром перед исследованием поставить очистительную клизму: утром в день исследования проконтролировать, чтобы ребенок не ел и обязательно помочился; успокоить ребенка, сопроводить на исследование.
Мотивация:
Этиотропное лечение. Ликвидация почечной инфекции. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Диагностика заболевания. Оценка работы почек. Контроль эффективности проводимого лечения. Психологическая поддержка. Диагностика заболевания, выявление аномалий развития.

7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
— Измерение температуры тела утром и вечером
— Контроль частоты и характера мочеиспусканий
— Контроль суточного диуреза
— Ведение "Мочевого листа»
При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода выздоровление ребенка наступает в установленные сроки, пациент выписывается в удовлетворительном состоянии под наблюдение нефролога в детской поликлинике по месту жительства.
Пациент и его родители должны знать об особенностях режима и диеты, которые должен соблюдать ребенок после выписки из стационара. о необходимости диспансерного учета и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Болезни почек и мочевыводящих путей у детей встречаются часто. Основной контингент нефрологического отделения — больные с инфекцией мочевой системы (пиелонефрит, цистит); дети, страдающие гломерулонефритом, интерстициальным нефритом, нарушениями водно-солевого обмена.

Важной составной частью лечения заболеваний почек и мочевыводящих путей являются диета, водный и солевой режим.

При нефрите в первые дни острого периода из пищи больного полностью исключается соль (бессолевая диета), ограничивают продукты, богатые натрием. Исключается мясо (диеты ? 7, 7а или БЗ, Б2). Указанная диета назначается на срок 1-1,5 мес и расширяется осторожно, по мере улучшения состояния ребенка. Дети плохо адаптируются к бессолевой пище, поэтому необходимо помнить, что настойчивое стремление заставить ребенка есть может только усугубить отрицательное отношение к еде. Сестра должна объяснять детям, а порой и родителям, необходимость соблюдения назначенной врачом диеты. В медицинской карте стационарного больного указывают допустимые объем жидкости и количество поваренной соли, которые можно дать больному ребенку в течение суток.

При заболеваниях мочевыводящих путей, напротив, показано обильное питье, включающее соки, слабоминерализованные щелочные минеральные воды. Исключают острые, копченые, жареные блюда. При обменных нефропатиях в зависимости от характера метаболических нарушений ограничивают употребление тех или иных продуктов (диеты ? 6 и 14).

В случае необходимости у больного ребенка определяют диурез. Измерение суточного диуреза с учетом выпитой за сутки жидкости позволяет судить о водном балансе организма. Мочу за сутки собирают в специальную стеклянную посуду, затем переливают в градуированный стеклянный цилиндр и измеряют ее количество. Данные о количестве выпитой жидкости и выделенной мочи ежедневно запи-

сывают в специальную тетрадь (или непосредственно в медицинскую карту стационарного больного), указывая время, количество выпитой и выделенной жидкости, количество пищи, кала. Помимо измерения диуреза, больных с отечным синдромом необходимо ежедневно взвешивать.

При заболеваниях мочевыводящих путей тщательно следят за чистотой промежности, для чего проводят ежедневные подмывания. Девочки для этой цели используют биде, а лежачих больных подмывают не менее 2 раз в сутки. Для этого под больного подкладывают клеенку, подводят судно и предлагают согнуть в коленях и развести ноги. Из кружки Эсмарха, снабженной резиновой трубкой и наконечником (или из кувшина), направляют на промежность струю воды или слабого раствора перманганата калия. Одновременно стерильным ватным шариком, который зажат корнцангом или длинным пинцетом, делают несколько движений в направлении от половых органов к заднему проходу. Другим ватным шариком осушают кожу промежности, ведя шарик в том же направлении.

Необходимо помнить, что дети старшего возраста нуждаются лишь в контроле за осуществлением ими гигиенических процедур, а дети младшего возраста — в непосредственной помощи медицинской сестры при подмывании.

Наряду с охранительным режимом и диетой применяют лекарственную терапию. В лечении больных с патологией мочевой системы используются одновременно несколько препаратов, поэтому важно обеспечить их своевременный и правильный прием. Сестра должна знать, к какой группе препаратов относятся наиболее часто применяемые лекарственные средства, имеют ли они побочные действия и как эти действия проявляются. Это особенно важно при приеме больными гормональных препаратов, цитостатиков, диуретиков и т.д. Очень важно, чтобы ребенок принял лекарственный препарат в присутствии медицинской сестры.

Особенности ухода за детьми с заболеваниями почек и мочевыводящих путей определяются характером того или иного заболевания.

При нефрите нужно следить за пульсом, измерять артериальное давление, проверять зрение. Если ребенок жалуется на головную боль или ухудшение зрения, отмечаются изменения в поведении ребенка, то об этом необходимо вовремя сообщить лечащему врачу, заведующему отделением или, при их отсутствии, — дежурному врачу.

При почечной недостаточности, если ребенок находится на постельном режиме, необходимо тщательно следить за состоянием его кожи и принимать меры по профилактике пролежней: менять простыни, обрабатывать кожу дезинфицирующими растворами. Назначают полоскание рта 2 % раствором гидрокарбоната натрия и не менее 2-3 раз в неделю проводят гигиеническую ванну.

Очень важно, чтобы больной своевременно опорожнял мочевой пузырь и кишечник. Необходимо следить за соблюдением ограничений в режиме.

Особое внимание уделяют одежде ребенка. У больных нефритом одежда должна быть из натуральных тканей, следует надевать шерстяное белье или шерстяной пояс на поясницу. Серьезное внимание обращают на предупреждение простудных заболеваний — следует избегать сквозняков, общения с больными гриппом, ангиной.

При недержании мочи (энурезе) ребенку, находящемуся в постели, подкладывают резиновое судно или дают мочеприемник (стеклянный или эмалированный). Для ходячих больных существуют специальные мочеприемники из эластичного материала.

Большинство детей, страдающих энурезом, остро переживают свое состояние, стараются скрыть свой недуг от окружающих. Они нуждаются в особом внимании и чуткости. Высказанные вслух замечания по поводу мокрой постели, выражение брезгливости на лице персонала, насмешки вызывают озлобленность у ребенка и способствуют развитию комплекса неполноценности.

Мочеприемники необходимо ежедневно мыть горячей водой с мылом, для уничтожения запаха мочи ополаскивать слабым раствором хлористоводородной кислоты или перманганата калия.

Если ребенок не контролирует мочеиспускание, используют памперсы, чистые пеленки или специальные мочеприемники. Не реже двух раз в день обмывают кожу половых органов и заднего прохода теплой водой с мылом или слабым (чуть розоватым) раствором перманганата калия и обсушивают марлевым тампоном.

При ночном недержании мочи под простыню подкладывают клеенку, а к ребенку за ночь необходимо подходить несколько раз.

Острая задержка мочи — состояние, когда при переполненном мочевом пузыре ребенок не может самостоятельно помочиться, несмотря на частые мучительные позывы. У детей острая задержка мочи иногда возникает вследствие спазма сфинктера мочевого пузы-

ря либо при различных заболеваниях мочеполовой системы (при вульвовагините 1 , баланопостите 2 , фимозе 3 , травме уретры и пр.).

Некоторые дети не могут помочиться в необычных условиях: в горизонтальном положении, в присутствии других людей. Задержка мочи может возникать вследствие боязни болей при мочеиспускании (после проведения цистографии, цистоскопии).

При острой задержке мочи кладут теплую грелку на область лобка или сажают ребенка в теплую ванну. Иногда рефлекс на мочеиспускание вызывается звуком воды, вытекающей из крана. Если эти меры неэффективны, то следует провести катетеризацию мочевого пузыря. Решение о целесообразности проведения этих процедур принимает врач.

Задержку мочи необходимо дифференцировать от анурии; при последней отсутствует позыв к мочеиспусканию, поскольку в мочевом пузыре нет мочи. Помощь таким больным осуществляется под контролем врача.

Почечная колика развивается при внезапном возникновении препятствия на пути оттока мочи из почечной лоханки. Причины почечной колики разнообразны: камни почек, прохождение по мочеточнику конгломерата плотных кристаллов, перегиб мочеточника и пр. Доврачебная помощь состоит в проведении тепловых процедур (горячие компрессы и грелки на область поясницы, общие горячие ванны) при отсутствии противопоказаний. Обязательно вызывают врача.

1. Каковы особенности питания детей при заболеваниях почек и мочевыводящих путей?

2. Какой водно-солевой режим показан детям с заболеваниями почек?

3. Как осуществляется контроль за диурезом?

4. За какими клиническими показателями осуществляет контроль медицинская сестра при заболеваниях почек и мочевыводящих путей?

1 От лат. vulva — наружные половые органы женщины, vagina — влагалище; вульвовагинит — воспаление женских половых органов и влагалища.

2 От греч. balanos — головка полового члена, posthion — крайняя плоть; баланопостит — воспаление кожи головки полового члена и внутреннего листка крайней плоти.

3 От греч. phimosis — замыкание, закрытие отверстия — патологическое сужение отверстия крайней плоти, не позволяющее обнажать головку полового члена.

5. В чем заключается уход за больным ребенком с недержанием мочи?

6. Как оказать доврачебную помощь больному при острой задержке мочи?

7. Как помочь ребенку при почечной колике?

8. В чем заключается уход за ребенком с вульвитом?

9. Как осуществляется помощь ребенку с почечной недостаточностью?

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ №4

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность: 060109 Сестринское дело

Дисциплина: Сестринское дело в педиатрии

Раздел 2 : «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ

НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У

Тема 2.15 : «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ

ПИЕЛОНЕФРИТЕ У ДЕТЕЙ»

Методическая разработка составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для специальности 060109 Сестринское дело 51 и на основании рабочей программы по сестринскому делу в педиатрии.

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК №5

«Специальные дисциплины базовой подготовки»

На заседании методического совета ГБОУ СПО «МУ № 4ДЗМ»

_______________/ Е.В. Епишина /

«19» декабря 2012 г.

«19» декабря 2012 г.

преподаватель Сестринского дела в педиатрии ГОУ СПО Медицинское училище №4

высшей квалификационной категории

преподаватель Сестринского дела в терапии и курсе ПМП ГОУ СПО Медицинское училище №4

первой квалификационной категории

Заместитель главного врача по лечебной части детской поликлиники №12 ЮАО высшей квалификационной категории

Контроль исходного уровня знаний…………………………….

Итоговый контроль знаний и умений………………………….

Данное методическое пособие к практическому занятию по теме: «Сестринский процесс при пиелонефрите у детей» создавалось с целью обучить студентов организации сестринского процесса в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060109 Сестринское дело по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии», развить у студентов познавательные способности к логическому мышлению, приобретению необходимых практических навыков, умению работать в команде. При этом используются знания и умения студентов, полученные ими при изучении основ сестринского дела, анатомии, психологии, латинского языка, фармакологии и клинических дисциплин.

Данное пособие может использоваться как студентами так и преподавателями. При создании методического пособия использовался иллюстрированный материал (презентация теоретического материала, учебный фильм (фрагмент ): «Уход за больными детьми», рисунки, схемы, таблицы), что поможет студентам лучше организовать сестринский процесс при оказании неотложной помощи и при решении проблем пациента.

По данным различных обследований частота болезней почек и мочевыводящих путей среди детей в нашей стране составляет в среднем 29 на 1000 детского населения, с колебаниями в различных регионах 12-54 на 1000 детского населения.

Распространенность заболеваний мочевыводящей системы у детей, в частности пиелонефритом создает актуальность данной проблемы и требует совершенствования методов ранней диагностики пиелонефрита и широкого проведения профилактических мероприятий.

Для осуществления всех этапов сестринской деятельности при выхаживании детей с пиелонефритом, необходимо иметь высокий уровень теоретической подготовки и практических навыков, отработанных до совершенства, после чего Вы сможете:

правильно осуществлять профилактику пиелонефрита у детей

грамотно обеспечивать сестринский уход за ребенком с пиелонефритом;

способствовать более быстрому улучшению состояния ребенка и предупреждению развития у него различных осложнений .

Комментировать
10 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector