Читайте также
В представлении Гиппократа темперамент — это особенности поведения, связанные с преобладанием в организме той или иной жидкости. В наши дни эта теория кажется странной, а потому и неправдоподобной. Но относиться к ней скептически не стоит. Почему великий ученый сравнивал психику с водой, объяснил профессор Виктор Клименко.
Флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик – эти слова слышали даже самые далекие от психологии. В разные века ученые пытались создать оценочную систему особенностей человека. Одним из первых был Гиппократ, живший в V веке до н.э. (460-377 гг. до н.э.). Он считал, что темперамент — это особенности поведения человека, связанные с преобладанием в его организме той или иной основной жидкости или жизненного сока. Так, преобладание жёлтой желчи делает человека импульсивным (холериком), лимфы — спокойным (флегматиком), крови — подвижным (сангвиником), а чёрной желчи — грустным (меланхоликом). Как объяснил Виктор Клименко, руководитель физиологического отдела им. И.П. Павлова в Институте экспериментальной медицины, Гиппократ, по сути, сравнивал психику с тем, что видел: «В каждое время люди моделируют все на своем опыте и уровне. Когда жил Гиппократ, вокруг было много водопроводов, акведуков и так далее. Кругом вода».
В начале прошлого столетия создатель науки о высшей нервной деятельности Иван Павлов связал типы темперамента по Гиппократу с общими свойствами нервных процессов и доказал, что каждый человек обладает врожденным типом нервной системы, который не меняется на протяжении жизни. Физиологической основой каждого из темпераментов он считал тип высшей нервной деятельности, который определяется соотношением уравновешенности, силы и подвижности тормозных и возбудительных процессов.
По словам Виктора Клименко, больше всего в мире сангвиников. Такой тип обладает выраженной силой нервных процессов. Это уравновешенные и спокойные люди, которые могут переключаться без потерь с одного вида деятельности на другой, будучи при этом психически устойчивыми.
Флегматики — хладнокровные, спокойные и не обуреваемые эмоциями. Они неплохо переключаются, но им нужно время на новую работу, отношения с людьми. Интересно, что Кант и Павлов считали этот тип темперамента сильным, а вот Гиппократ его недолюбливал.
Холерики — при Павлове считалось, что это сильный тип, но неустойчивый. Они быстро бросаются от одного дела к другому, также быстро теряют интерес. У них много эмоций, вспышек, энергии. Сейчас принято считать их скорее слабыми.
Меланхолики — этим людям вечно «некуда деться». Они относятся к слабому типу. Ранить меланхолика очень легко — они склонны глубоко переживать даже незначительные неудачи, часто поддаются грусти и мрачным мыслям. При этом, именно высокая чувствительность нервной системы позволяет меланхоликам становиться великими музыкантами, художниками, философами.
Kirill Rozhentsov
Лекция Россиуса Андрея Александровича, доктора филологических наук, профессора школы философии Высшей школы экономики, а также внештатного сотрудника Института философии РАН.
Текст, вокруг которого я хотел бы построить доклад, — это 30-я книга (которая по объему соответствует современной главе) приписываемых Аристотелю «Проблем». Этот том содержит, как показывают источниковедческое и стилистическое исследования, трактаты, принадлежащие разным деятелям перипатетической школы, и представляет собой компиляцию из трудов самого Аристотеля, Теофраста и других. «Проблема» с греческого (πρόβλημα) — нечто, предложенное к обсуждению, некий вопрос, на который предлагается ответить. Выбранная книга в этом смысле немного необычная: первая ее глава представляет собой отдельный трактат, где вопрос ставится неожиданным образом: «Отчего все исключительные люди были меланхоликами?»
Автор приводит примеры: меланхоликом, например, был Геракл, и об этом свидетельствует его безумие на горе Эта; меланхоликом был Беллерофонт у Гомера, что подтверждают его приступы безумия; меланхоликами были поэты и философы вроде Сократа, Платона и других. В этом довольно странном нагромождении проглядывается определенная логика: во-первых, всегда в качестве подтверждения меланхолии приводится безумие, во-вторых — склонность к кожным заболеваниям, как, например, в случае язв у Геракла. Если сопоставить это с трудами Гиппократа, становится понятно, что это не случайность.
Откуда вообще берется идея меланхолии? Это не такой простой вопрос, потому что меланхолия буквально означает μέλας χολή — «черная желчь». А μελαγχολία — это состояние, определяемое черной желчью, «черножелчье». А μελαγχολικος в переводе на русский язык — «черножелчник». Почему всем этим людям было свойственно состояние, определяемое черной желчью и характеризующееся описываемыми аффектами, приступами безумия и язвенными образованиями?
Что вообще такое меланхолия? Если есть черная желчь, то по определению должна быть и другая. Кроме того, по-русски слово «желчь» происходит от слова «желтый», но слово χολή — нарицательное имя для данной субстанции, не подразумевающее никакой желтизны. Мы не встречаем никаких следов учения о четырех жидкостях организма довольно долго: черная желчь упоминается в ранних трудах «Гиппократовского корпуса», а во врачебных контекстах — на рубеже V–IV веков до н. э. В сочинении «Гиппократовского корпуса» «О воздухах» «черножелчье» относится к болезням желчи. Черная желчь еще не относится к фундаментальным телесным сокам человека — в данном случае болезненное состояние определяется лишь эмпирическим фактом изменения цвета жидкости. Однако чуть позже, спустя два десятилетия, в трактате «Об эпидемиях» «Гиппократовского корпуса» речь уже идет о склонности к меланхолическому конституционному типу, который был бы предрасположен к определенному типу заболеваний и определяется полнокровием. Там же упоминается и аффект, касающийся разумных способностей человека и проистекающий от черной желчи.
Формируется учение, преобладавшее в европейской медицинской мысли со времен Галена. Согласно ему, здоровье определяется балансом четырех основных жидкостей в человеческом теле, а это, в порядке их утемнения, светлая желчь, флегма, кровь и, наконец, черная желчь. Откуда взялось такое представление? Системы этих жидкостей, их баланс именуется «смешением» — по-гречески κρᾶσις. Это слово происходит от глагола κεράννυμι, означающего смешивание вина с водой. Смешение этих жидкостей определяет здоровье человека, при этом для каждого типа смешения характерно преобладание одной из жидкостей. Латинская калька от слова κρᾶσις — это temperament, от глагола temperare, что также значит «смешивать вино с водой». Отсюда возникло учение о четырех темпераментах. Холерики — те, у кого преобладает χολή, или светлая желчь, у флегматиков преобладает флегма, у сангвиников — кровь, и, наконец, у меланхоликов преобладает черная желчь.
Откуда исторически взялось это учение? Во всех древних медицинских традициях излюбленный диагностический метод — это изучение отстоенных жидкостей, полученных из человека. В любом трактате по аюрведической медицине большое внимание уделяется умению врача рассматривать стоящие несколько недель сосуды с мочой, которая претерпевает разнообразные преобразования. Если же дать отстояться крови, то в ней происходит реакция оседания эритроцитов: она расслаивается. В самом низу оказывается тромбоцитная масса — форменные элементы крови, клетки, отвечающие за ее свертываемость и отличающиеся темным цветом. Над ней оказывается эритроцитная масса, то есть преимущественно красные кровяные тельца. Еще выше располагается слой клеток, ответственных за иммунные реакции, — лимфоциты и лейкоциты. И наконец, на самом верху находится плазма светло-желтого цвета — раствор определенных белков и электролитов, жидкая основа крови. Можно предположить, что греки рассматривали сосуды с кровью и на основе этих наблюдений ставили диагноз. В таком случае, например, толстый темный слой означал преобладание черной желчи. Хотя это не описано ни в каких текстах, такое объяснение кажется правдоподобным.